В мире современной компьютерной графики разработка, моделирование и анимация 3D-персонажей занимает особое место, поскольку такие персонажи все чаще становятся не только героями компьютерных и консольных игр, но и выступают в качестве полноценных актеров в художественных, научно-популярных и анимационных фильмах, рекламных роликах и видеоклипах.
Создание трехмерных персонажей представляет собой сложный многоэтапный процесс (пайплайн), требующий наличия творческого мышления, художественного таланта и технических компетенций. Вполне закономерно, что как и во многих прочих областях, связанных с разработкой сложных продуктов, цикл производства 3D-персонажа в большинстве случаев начинается с создания плоского рисованного концепта, обычно в виде карандашного наброска или простого цифрового скетча.
Такие концепты позволяют не только зафиксировать все начальные идеи будущего персонажа и стать необходимым базисом для дальнейшей работы над ним, но и могут помочь воплощению переработанных визуальных концепций, изменившихся в ходе творческого процесса. Далее мы рассмотрим ключевые аспекты и основные преимущества пути создания 3D-персонажей на основе их скетч-концептов.
Преимущества создания 2D-концептов и скетчей
Этап разработки концепта перед созданием чего-либо нового зачастую становится необходимым мостиком между начальной идеей и ее конечной реализацией, и хотя он далеко не всегда является строго обязательным, мы приведем несколько убедительных аргументов в пользу того, насколько он полезен при создании 3D-персонажей, особенно в условиях командной работы.
1. Фиксация идеи и визуализация концепции
Нарисованный от руки скетч позволяет быстро зафиксировать первоначальный набросок внезапно возникшей абстрактной идеи или долго вынашиваемой концепции нового персонажа в визуализированном виде. Зачастую такие концепты становятся одним из главных ключей для лучшего понимания общего облика и характера персонажа, особенно в случаях, когда один художник рисует концепт, другой создает на его основе 3D-модель, а третий осуществляет анимацию готового 3D-персонажа.
2. Экономия времени и ресурсов
При реализации пайплайна по созданию трехмерного персонажа разработка 3D-модели на основе 2D-концепта практически всегда требует меньше времени и ресурсов, нежели скульптинг 3D-персонажа «из головы». К тому же за короткое время художник-концептуалист может создать несколько принципиально разных скетчей, воплощающих разные идеи, что позволяет с большей продуктивностью выбирать лучшие из них для дальнейшего воплощения в трехмерном пространстве.
3. Гибкость творческого процесса
Разработка плоских концептов на основе различных идей предоставляет команде проекта намного больше степеней свободы в творчестве и экспериментах с дизайном в сравнении с изначальным созданием моделей персонажей в трехмерном пространстве. В подобных случаях концептуальный подход способствует более продуктивной генерации оригинальных идей и облегчает нахождение неожиданных художественных решений.
4. Понимание формы, анатомии и пропорций персонажа
В процессе рисования концепта совершается работа по установке и фиксации основных форм, анатомических особенностей и пропорций будущего персонажа, что значительно облегчает его дальнейшее моделирование в трехмерном пространстве. Чем точнее и тщательнее плоский персонаж будет изображен в различных ракурсах, тем более точный референс для создания трехмерной модели получит 3D-художник.
5. Придание персонажу стиля и характера
Концептуальные скетчи позволяют изначально задать необходимый индивидуальный стиль, выраженный характер и прочие специфические особенности персонажа. Такие концепты могут содержать различные существенные детали, демонстрирующие мимику, телосложение, позу, одежду и аксессуары, что в определенных аспектах делает их художественным ключом для создания уникальных 3D-персонажей.
6. Установка эмоциональной составляющей персонажа
2D-концепт персонажа позволяет не только задать его базовый стиль и основные черты характера, но и в некоторой степени определить спектр будущих зрительских эмоции при знакомстве с ним. Это помогает создать персонаж, к которому целевой зритель будет испытывать искреннюю симпатию, относиться нейтрально или ощущать точно рассчитанную антипатию.
7. Оценка цветовой палитры
Концептуальные 2D-наброски могут содержать информацию о цветовой спецификации персонажей, что помогает определить их сценическое амплуа и уместность при внедрении в выбранное окружение. Это важно для создания определенной атмосферы разрабатываемой вселенной и гармонизации взаимодействия персонажа с остальными субъектами и объектами в кадре.
8. Совместная работа различных специалистов
Концептуальные рисунки персонажей являются одной из необходимых основ для коллаборации специалистов различных профилей. Они помогают согласовать творческое видение, художественную реализацию и технические возможности, обеспечивая единое представление о том, как должен выглядеть и вести себя разрабатываемый персонаж.
9. Улучшение внутрикомандных коммуникаций
Плоские концепты и скетчи персонажей являются надежным фундаментом и прекрасным инструментом для повышения эффективности коммуникаций между художниками-концептуалистами, дизайнерами, специалистами по 3D-моделированию и 3D-анимации. Такие рисунки с момента утверждения их в качестве референсов помогают в наиболее простой и понятной форме выразить идеи, визуальные концепции и специфические особенности персонажей, уменьшая вероятность недопонимания, ошибок и конфликтов на более поздних этапах их разработки.
10. Итеративный процесс создания персонажа
Создание, доработка, оптимизация и окончательное оформление художественных концептов – это итеративный процесс, который позволяет уточнять, развивать и утверждать идеи персонажей эволюционным путем. Благодаря такому подходу можно эффективно разрабатывать множество вариантов персонажей с распараллеливанием или отменой определенных итераций, пока не будет найдено идеальное решение для утверждения его в качестве референса.
11. Референс для 3D-модели
Если будущий персонаж качественно прорисован 2D-художником в различных ракурсах, позах и ситуациях, а затем утвержден в качестве референса, то это значительно упрощает работу 3D-скульптора по воссозданию его в объеме. Тщательная прорисовка персонажа с различных ракурсов позволяет 3D-художнику не додумывать его пространственную конфигурацию, а наиболее точно воплощать в объеме то, что было утверждено в качестве референса арт-директором или другим ответственным лицом.
12. Подготовка 3D-персонажа к анимации
Когда 3D-модель персонажа создана, то она находится в единственной статичной позе, которая ничего не говорит об особенностях его пластики, поэтому в этот момент на помощь специалистам по 3D-анимации приходят плоские референсы, на которых персонаж изображен в различных позах, передающих его пропорции и особенности различных положений тела. Это позволяет специалистам по анимации сосредоточиться на сложном процессе создания плавных и реалистичных движений объемного персонажа, используя его плоские референсы в качестве точки отсчета.
13. Маркетинг и привлечение внимания к проекту
Высококачественные 2D-рисунки персонажей, созданные на основе их концептов, могут быть использованы для маркетинговых целей, таких как распространение рекламных материалов, арт-буков и промо-публикаций в сети. Подобные материалы позволяют привлечь повышенное внимание будущих зрителей, потенциальных клиентов и реальных инвесторов, вызывая более массовый интерес к проекту еще на ранних этапах его разработки.
14. Интерактивная обратная связь
Размещение различных материалов с рисунками создаваемых персонажей во внутренней инфраструктуре проекта или публичном пространстве значительно повышает эффективность получение обратной связи как от команды разработчиков, так и от целевой аудитории конечного продукта. Благодаря этому появляется возможность оперативного внесения корректировок и улучшений концепции персонажа с учетом предпочтений и требований как с внутренней, так и с внешней стороны.
15. Развитие концептуального искусства
И, наконец, создание 2D-концептов персонажей — это искусство само по себе, даже если какие-либо из концептов навсегда так и останутся лишь концептами. Процесс рисования скетчей помогает художникам развивать навыки в визуализации собственных идей, составлении композиции и разработке дизайна персонажей, а постоянная практика в этом виде искусства способствует повышению уровня их мастерства и профессионализма.
Подытоживая, можно отметить, что создание плоских рисованных концептов в качестве референсов для 3D-персонажей реализует более эффективный и удобный подход, который позволяет сэкономить время, оптимизировать процессы, мобилизовать ресурсы, повысить качество и снизить издержки получения уникального конечного продукта.
Нужно ли 3D-художнику учиться рисованию 2D-концептов
На этот счет существуют разные мнения, однако мы в нашей студии придерживаемся следующей позиции: чем большим количеством и чем более высоким качеством различных творческих и технических навыков обладает 3D-художник, тем продуктивнее он создает интересных, гармоничных и зачастую уникальных персонажей.
Далее мы приведем несколько весомых аргументов в пользу того, почему умение рисовать 2D-концепты играет важную роль в развитии фантазии и воображения 3D-художника и как данный навык может помочь ему в создании уникальных 3D-персонажей.
1. Увеличение степеней свободы творчества
При создании 2D-концептов 3D-художник имеет возможность ставить свободные эксперименты над плоскими отображениями различных форм и композиций. Это позволяет ему тренировать собственные способности и навыки в представлении трехмерных объектов на плоскости и понимании того, как изменения ракурса влияют на целостность восприятия трехмерного объекта.
2. Развитие пространственного мышления
Искусство создания концептов и скетчей требует от 3D-художника умения представлять объекты в трехмерном пространстве и корректно отображать их на плоскости с разных сторон. Такой навык помогает развивать пространственное мышление, а также тренировать способность правильно оценивать и сопоставлять размеры, объемы и пропорции различных объектов на плоскости и в 3D.
3. Прокачка композиционных и дизайнерских навыков
Прорисовка 2D-прототипов персонажей помогает 3D-художнику не только развивать навыки в разработке концепции, но и совершенствовать умение видеть композицию в разных аспектах и визуализировать дизайн персонажей на базовом уровне. Развитые способности двумерного рисования помогают 3D-художнику лучше чувствовать баланс, ритм, акценты и композиционную гармонию персонажа для более качественной реализации задуманного образа в объеме.
4. Эксперименты с текстурами и материалами
В процессе рисования и финального оформления плоских изображении персонажей 3D-художник может экспериментировать с различными текстурами и материалами, изучая их визуальные свойства и воздействие на целостность восприятия образов. Это способствует лучшему пониманию того, как выбранные текстуры и материалы повлияют на внешний вид персонажа, реализованного уже в виде 3D-модели.
5. Развитие воображения и персональной креативности
Работа над 2D-концептами способна в значительной степени стимулировать персональную креативность и воображение 3D-художника, поскольку она связана с периодической необходимостью в генерировании новых образов, концепций и форм. Такая работа помогает развитию художественного, образного и абстрактного мышления, что, в свою очередь, является залогом эффективного воплощения оригинальных идей для создания уникальных 3D-персонажей и окружающих их миров.
6. Последовательная трансляция идей в 3D-пространство
Реализация концептов в 2D-пространстве требует от 3D-художника развития умения переносить мыслительные образы на физическую плоскость, а затем совершенствования способности транслировать плоские визуальные образы в виртуальное трехмерное пространство. Данный процесс учит 3D-художника не только мыслить абстрактно, но и последовательно облекать собственные идеи сначала в плоские, а затем и в объемные формы.
7. Повышение наблюдательности и развитие аналитических способностей
Умение создавать концепты и скетчи требует от художника способности охватывать, анализировать и контролировать все существенные детали воплощаемого образа. Такая работа способствует оттачиванию общей наблюдательности и развитию аналитических способностей в области художественного искусства.
8. Возможность исследования новых жанров и тем
Работа над 2D-концептами персонажей и миров открывает 3D-художнику возможность исследования новых жанров, тем и стилей. Он может создавать концептуальные образы персонажей для реалистичных и фантазийных миров, твердой научной фантастики, мистики, сказок и многого другого, что способствует расширению кругозора, тренировке воображения и обретению вдохновения для воплощения новых неожиданных идей.
9. Повышение профессионального уровня
Умение разрабатывать, воплощать и презентовать собственные концепты способствует ощутимому повышению профессионального уровня мастерства любого 3D-художника. Это открывает ему новые возможности для дальнейшего творческого роста, расширяет художественные компетенции и дает значимые конкурентные преимущества на рынке труда.
10. Создание визуального языка и уникального стиля
И, наконец, концептуальная работа над созданием новых и переработкой старых образов помогает художнику со временем выработать свой собственный визуальный язык и уникальный стиль, что делает его работы более узнаваемыми и зачастую более востребованными. Эксперименты с различными техниками и подходами вкупе с постоянной практикой с большой долей вероятности рано или поздно приведут к формированию индивидуального почерка и становлению характерного стиля художника.
Таким образом, рисование 2D-концептов является не только важным этапом в разработке 3D-персонажей и миров, но и мощным инструментом для развития фантазии, пространственного воображения и художественного мастерства любого современного 3D-художника.
И если раньше вы не задумывались о значимости и потенциале рисования плоских концептов от руки, то сейчас самое время начать: вы можете делать это в любую свободную минуту, создавать неограниченное количество концептов любых своих идей и находить среди полученных результатов по-настоящему интересные образы для дальнейшей реализации их в 3D!