Как известно, скульптурное ремесло, успевшее стать за долгие тысячелетия своего существования настоящим искусством, имеет богатое культурное и историческое наследие, уходящее своими корнями в древнейшие времена, когда люди на заре первых цивилизаций начали изготавливать примитивные фигурки соплеменников, животных и впоследствии различных божеств из костей, глины и мягкого камня при помощи не менее примитивных подручных инструментов. Наиболее любознательные, одаренные и трудолюбивые скульпторы нашего биологического вида вместе с расселением по всему миру начинали все чаще исследовать и применять различные методы материального выражения человеческого восприятия, вдохновения, чувств, эмоций и все более усложняющегося мышления. Примечательно то, что с незапамятных времен вплоть до совсем недавнего прошлого, которое все ныне живущие взрослые поколения застали при своей жизни, работа по созданию скульптур всегда была сопряжена исключительно с крайне трудоемкой и очень кропотливой ручной работой с натуральными, а позже и с искусственными материалами.
Однако в эпоху цифровых технологий и повсеместного распространения компьютеров в реалиях современного мира это древнейшее искусство получило удивительные и практически ничем неограниченные возможности, открывающие потрясающие воображение перспективы.
В результате одним из наиболее захватывающих и впечатляющих современных направлений в этой области стала 3D-графика, которая сделала возможным создание высокореалистичных статуэток людей и животных с подлинным портретным сходством с живыми моделями и прототипами, изображенными на фотографиях и видеозаписях. И мы говорим не о потрясающих способностях передовых нейронных сетей, а о новом цифровом инструментарии для реальных скульпторов и художников, которые, в отличие от своих даже самых мощных и продвинутых нейронно-полупроводниковых конкурентов, обладают настоящими чувствами, эмоциями, воображением, вдохновением, творческим началом, художественным, пространственным и абстрактным мышлением, а также зачастую еще и индивидуальным, уникальным и неповторимым стилем.
Процесс цифрового скульптинга при помощи новых мощных программных инструментов объединяет наработанный за всю историю человечества опыт скульптурного творчества с самыми передовыми технологиями, позволяя современным скульпторам и 3D-художникам воплощать в жизнь реплики своих прототипов с точностью и детальностью, труднореализуемой или попросту невозможной в былые времена.
Данная тематика является крайне обширной и очень содержательной, поэтому мы в рамках данной обзорной, но все же достаточно объемной статьи, рассмотрим базовые аспекты искусства, мастерства и технологий создания реалистичных, высокохудожественных и стильных портретных статуэток людей по фотографиям и видеозаписям, поскольку данная область с каждым днем становится все более популярной и перспективной во всем мире.
Необходимо отметить, что наша статья ориентирована в первую очередь на начинающих скульпторов и 3D-художников, не боящихся длительного и весьма непростого процесса обучения, постепенного накопления опыта, кропотливого ручного труда, неизбежного совершения огромного количества ошибок и преодоления многочисленных трудностей на пути овладения искусством создания реалистичных скульптур и статуэток людей, а также тех, кто просто интересуется данной тематикой и желает подробнее узнать о том, чем цифровой скульптинг и настоящее художественное творчество отличаются от того, что предлагают современные нейронные сети, о которых в рамках данной статьи мы говорить не будем.
Если же вы пока не имеете ни малейшего представления о цифровом скульптинге, то мы предлагаем вам сначала ознакомиться с небольшой вводной статьей «Что такое цифровой 3D-скульптинг», опубликованной на нашем сайте.
Трудности скульптинга цифровых людей аналоговыми руками
У многих интересующихся делом цифрового 3D-скульптинга часто возникает вопрос: а трудно ли стать цифровым скульптором?
Отвечаем: конечно нет! Достаточно посмотреть на современных прогрессивных людей, каждый первый из которых вместе с появлением камер в мобильных телефонах почти мгновенно обрел множество новых профессий, в одночасье и без малейших усилий став цифровым портретистом, цифровым пейзажистом, цифровым анималистом, цифровым режиссером, цифровым оператором, цифровым корреспондентом, цифровым обозревателем, цифровым критиком, цифровым архивариусом и цифровым экспертом по всем вопросам. По крайней мере, по их собственному представлению.
И если для вас собственное представление также является самым важным, неоспоримым и незыблемым, то вы не менее быстро сможете стать и цифровым скульптором. Для этого достаточно лишь сходить в ближайший магазин для школьников начальных классов за коробочкой пластилина. И после ее распаковки включить стрим с мобильного. Нет, постойте, распаковку тоже лучше застримить.
А теперь серьезно о главном. Следует понимать, что любая творческая профессия – это трудный и тернистый путь постоянного обучения, накопления опыта, развития мастерства, неустанного экспериментирования и совершения множества ошибок длинною в жизнь, и профессия скульптора среди них является одной из самых сложных. Иначе за последние 20 лет наш мир наполнился бы числом скульптур, сопоставимым с количеством фотографий в мобильных телефонах, «облаках», социальных сетях и интернетах, отснятых людьми за тот же период. А такое даже и не снилось весьма рукастым и деятельным древним грекам, которые в свое время довели традиционные скульптурные технологии до совершенства.
В рамках данной статьи мы не будем рассматривать вопрос о том, что лучше: сначала стать «аналоговым» скульптором, или же сразу можно попытаться стать «цифровым». Наш мир сложен, многообразен и часто непредсказуем, поэтому в каждом конкретном случае ответ будет сугубо индивидуален. Давайте лучше поскорее перейдем к сути.
Создание скульптур людей «с нуля» в специализированных программных пакетах для 3D-скульптинга является достаточно кропотливым, трудоемким и разносторонним процессом, требующим наличия большого объема специфических теоретических знаний и не меньшего объема практического опыта.
В самом первом приближении каждый начинающий цифровой скульптор и 3D-художник для достижения первых приемлемых результатов должен хотя бы на базовом уровне не только усвоить знания из следующих областей, но и многократно закрепить их на практике:
• пластическая анатомия человека – Для создания скульптур людей, выглядящих и воспринимаемых как нечто естественное и антропоморфное, важно иметь правильное и желательно подробное представление об анатомии человеческого тела. Такое представление включает в себя понимание телесных пропорций, строения скелета и мышц, специфики поз и движений, а также особенностей строения головы и лица;
• средства скульптурного выражения – для создания по-настоящему интересных и «живых» скульптур людей, которые будут обладать эмоциональным посылом, заложенным в них автором, необходимо владеть специфическими скульптурными приемами, такими, как объем, силуэт, светотень, пластическая моделировка и фактура, без применения которых любая, пусть даже и самая высокодетализированная скульптура, будет выглядеть как бездушная кукла;
• умение мыслить творчески – создание скульптур людей требует наличия развитого творческого мышления и богатого пространственного воображения. Каждый скульптор и 3D-художник должен обладать способностью представлять себе конечный результат и иметь четкое понимание того, каким образом и с помощью каких средств скульптурного выражения он собирается добиваться поставленных перед собой целей;
• технические навыки и владение инструментарием – Работа в графическом 3D-редакторе для цифрового скульптинга требует выработки определенных технических навыков и овладения специфическим программным инструментарием, включая умение использовать приемы моделирования, скульптурные инструменты, работу с полигонами и вершинами, ретопологией, развертками, запеканием карт и прочими техническими инструментами для создания органических 3D-моделей;
• способность проявлять безграничное терпение и колоссальное упорство – создание качественного скульпта человека в 3D-редакторе «с нуля», особенно на первых порах, требует много времени и терпения. Скульптор может потратить огромное количество личных трудовых и временных ресурсов, предпринимая несчетное количество попыток для реализации самой мелкой, но крайне важной и значимой детали, и лишь одна из таких многочисленных попыток отнюдь не гарантированно приведет к желаемому результату, без которого скульпт не будет иметь законченный, лаконичный и выразительный вид. Поэтому терпением, упорством и целеустремленностью придется запасаться, как никогда.
Безусловно, для достижения первых достойных результатов начинающим скульпторам и 3D-художникам помимо освоения «томов» теории придется потратить много времени на процесс обучения и еще больше – на «набивание руки» на практике, однако все это, каким бы трудным оно ни казалось поначалу, позволит получить бесценный личный опыт и развить собственную уникальную креативность. Здесь следует отметить, что такого рода обучение следует проходить под руководством опытного преподавателя, который даст много крайне полезной с практической точки зрения информации, оградит от совершения множества ошибок и поделится личным опытом, о котором вы не получите ни малейшего представления даже после прочтения самого продвинутого самоучителя.
Вместе с получением новых знаний, развитием навыков и накоплением первого практического опыта, а также более уверенным овладением непростым цифровым инструментарием, сложность такой работы будет постепенно снижаться, однако вместе с ростом личного мастерства любой творческий человек будет почти гарантировано браться за все более сложные и интересные задачи, поэтому у каждого амбициозного скульптора и 3D-художника всегда должно наличествовать понимание того, что в процессе профессиональной деятельности обучение и самообразование не закончатся никогда.
Если вас интересует более подробно, как с нашей точки зрения должен проходить и на каких принципах строиться процесс обучения начинающих скульпторов и 3D-художников, то предлагаем вам ознакомится со статьями «Моделирование 3D-персонажей для начинающих» и «О hard и soft skills в творческих профессиях», опубликованными на нашем сайте.
Цифровая безграничность против аналоговых ограничений
Процесс создания цифровой скульптурной модели человека всегда начинается с правильно подобранных или самостоятельно отснятых фотографий или видеозаписей живого прототипа. Изображения, сделанные с требуемых ракурсов в условиях хорошего освещения, будут служить наилучшей основой для создания подробной цифровой модели, которая впоследствии станет основой для изготовления реалистичной портретной статуэтки.
Современные программы для цифрового моделирования органических объектов, такие, как ZBrush, Blender и Maya, предоставляют скульпторам широчайший набор мощного и ничем не ограниченного инструментария для работы с создаваемыми цифровыми моделями. Часть из этих виртуальных инструментов в той или иной степени повторяет настоящие ручные скульптурные приспособления для работы с глиной, но еще большая – не имеет прямых аналогий в материальном мире, как и новаторские приемы работы с программной моделью скульптуры, не существующие в реальности или невозможные в силу ограничений физических законов нашей Вселенной при работе руками на натуре. Чего только стоит самая простая возможность отмены любого нежелательного, непонравившегося или случайного действия! Попробуй-те ка склеить обратно статую, высеченную из цельного куска мрамора и находящуюся на стадии почти полной готовности, когда она каким-то непостижимым образом упала на очень твердый пол мастерской и разлетелась на куски, пусть даже и крупные. Если приводить не столь трагичный, но более драматичный пример, то слегка дрожащие руки античного скульптора, накануне бурно чествовавшего веселого Диониса, при нанесении неосторожного удара молотком по скарпелю могут с легкостью превратить статую прекрасного Аполлона в статую уже не столь прекрасной Афродиты, которой для обретения подлинной женственности уже не удалось бы надежно вставить мраморные импланты никакими молитвами всемогущему Зевсу.
Пожалуй, именно возможность какой угодно трансформации вплоть до нарушения физических законов на любой стадии работы с возможностью сохранения всех промежуточных результатов и является одним из главных преимуществ любых цифровых виртуальных инструментов перед любыми аналоговыми. В связи с этим можно вторгнуться на поляну теоретической физики и почти научно пошутить на тему того, что с точки зрения второго закона термодинамики скульптор, владеющий цифровым инструментарием, в процессе своей работы в определенном смысле умеет поворачивать неубывающую энтропию вспять.
Если развивать тему многочисленных преимуществ «цифры» перед «аналогом» в скульптурном творчестве дальше, то еще одной ключевой «фишкой»софтового подхода является возможность быстрой, наглядной, легкой и зачастую нелинейной коррекции скульпта в любую сторону, на каком угодно масштабе и с какого угодно ракурса, нереализуемой при ручной работе с физическим материалом: в отличие от традиционных методов работы с глиной или камнем, когда скульптор вынужден идти по узкому фарватеру в одном направлении без права на ошибку, приводящую к необратимым изменениям, цифровая модель может быть легко изменена на любом масштабе по произвольному алгоритму посредством нескольких кликов мыши.
Благодаря этой специфике цифровые скульпторы и 3D-художники получают практически неограниченные возможности для любых экспериментов с различными вариантами дизайна, композиции и фактуры, не опасаясь многочисленных ограничений материальных носителей и огромных временных затрат на воплощение очередной творческой идеи, которая к тому же может оказаться неудачной или неуместной после ее воплощения. Такой подход позволяет намного более эффективно развивать личное мастерство, постоянно открывать новые горизонты в искусстве скульптуры и никогда не бояться даже самых смелых экспериментов.
Остановись, мгновение! Оживи, его воплощение!
Одним из самых важных аспектов создания уникальных, реалистичных, интересных и «живых» портретных статуэток людей является внимание к деталям и визуальному выражению формы.
Если говорить об аналогиях, то для профессиональных фотографов, занимающихся съемками людей, и в особенности детей, лишь одно, но именно то самое мгновение – это самая желанная вершина их искусства, которую они надеются взять каждый раз, когда берут в руки фотоаппарат. Они порой очень долго воображают, выжидают, подготавливают, ловят и, если удастся, запечатлевают это желанное, но такое редкое мгновение. Да, порой оно само попадает в объектив спонтанно и совершенно неожиданно, однако в искусстве скульптуры такое попросту невозможно. И порой то, что стало возможным для высокопрофессионального или просто удачливого фотографа, становится основой для того, что скульптор должен будет воплотить уже в объеме.
И в этом смысле задачи скульпторов в сравнении с задачами фотографов являются намного более сложными, причем на порядки: им необходимо не только воплотить физическое сходство с прототипом, но и идеально передать его индивидуальные визуальные черты, а если говорить о еще более высоком уровне мастерства, то еще и характер, эмоциональный посыл, динамику в статике, внутреннее содержание и живой образ. Иными словами, снова «оживить» то самое мгновение, запечатленное фотографом.
Все это требует от скульптора не только высокого индивидуального мастерства, богатого воображения, безграничной креативности и умения создавать по-настоящему «живые» формы, но и понимания психологии восприятия. И не стоит сразу так переживать: для того, чтобы стать хорошим скульптором, поступать в университет на психфак не обязательно, как и изучать туманные труды доктора Фрейда или вникать в «Двери восприятия» Олдоса Хаксли на трезвую. Однако научиться всему остальному, как и приучить себя к постоянному саморазвитию – придется.
Другим ключевым навыком, необходимым любому творческому человеку, в том числе скульптору и 3D-художнику, является умение находить источники вдохновения. Такими источниками может быть что угодно: любимые люди, литература, кинематограф, музыка, природа, космос, а также любые виды искусства, в которых всегда найдутся мэтры, работами которых можно восхищаться и вдохновляться бесконечно. Главное – сохранять способность вдохновляться всегда!
И вот необходимые знания усвоены, достаточная практика пройдена, несчетное количество ошибок совершено, а желанное вдохновение наконец-то найдено. В результате в какой-то заранее не определенной точке во времени и пространстве каждый начинающий скульптор или 3D-художник, проявивший должное усердие, создает свой первый по-настоящему интересный цифровой скульпт человека, который он обязательно захочет воплотить в материальном носителе. Что же дальше?
Двумерный мир обретает третье измерение
Когда плоская на экране монитора, но по сути трехмерная с математической точки зрения модель виртуального скульпта человека создана, наступает время для воплощения ее в виде реального физического объекта. Однако перед этим в большинстве случаев модель должна еще пройти ряд технологических стадий и специфических операций в цифровом формате, о которых мы расскажем в рамках отдельной статьи.
На сегодняшний день существует несколько методов, позволяющих воплотить виртуальную трехмерную модель в виде реального трехмерного физического объекта. Наиболее популярным и доступным из них является 3D-печать на специализированном принтере. В самом простом случае высокополигональная модель перед печатью конвертируется в низкополигональную, которая затем уже может быть «скормлена» 3D-принтеру и напечатана из расплавляемого пластика, фотополимерной смолы или запекаемого порошка. Однако на практике, как мы уже упоминали выше, подготовка модели к 3D-печати в большинстве случае выглядит сильно сложнее, в особенности при печати таких непростых объектов, как модели людей и животных.
В результате данный метод позволяет создавать статуэтки людей желаемого размера с различным разрешением, от которого напрямую зависит конечная детализация распечатанной модели. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что такая «распечатка» еще не будет являться подходящей основой для художественного оформления, поскольку будет требовать приложения некоторого количества ручного труда до ее финальной доводки и подготовки к окрашиванию. Вы ведь, правда, не хотите, чтобы статуэтка, которую вы собираетесь высокохудожественно и вдохновенно раскрашивать, выглядела как герой фильма «Восставший из ада», только с гвоздями по всему телу, да еще и в виде «расчлененки» наподобие органического конструктора Лего для настоящих маньяков? Хотя, если вы страстно желаете преподнести «любимому» начальнику его портретную статуэтку, истыканную поддержками, как кукла Вуду иголками, то фигурку можно склеивать и раскрашивать без всякой ручной доводки.
Другим методом воплощения виртуальных трехмерных моделей в материальном носителе является использование станков с ЧПУ, которые могут вырезать или выточить объемную статуэтку из дерева, камня или металла, однако они как правило намного больше, сильно сложнее и гораздо дороже бытовых 3D-принтеров, поэтому почти никогда не используются в быту.
Еще одним методом, лучше прочих позволяющим мелкосерийно тиражировать статуэтки людей и животных, является литье из гипса, пластика, жидкого камня, металла и других материалов, однако для изготовления мастер-модели для создания формы для отливки сначала все равно понадобится печать модели на 3D-принтере с последующей ручной доводкой, поэтому в случае изготовления единственного экземпляра портретной статуэтки, которая к тому же будет подвергаться последующему ручному окрашиванию, применение такого метода не имеет практического смысла.
3D-раскраска для очень взрослых и очень терпеливых детей
Не секрет, что любым 3D-моделям, созданным в цифровом виде, можно придавать оконченный вид и без печати, накладывая необходимые текстуры на их поверхности и раскрашивая скульпты сколь угодно художественно не покидая компьютера. Но ведь мы говорим о высокореалистичных портретных статуэтках людей, которые можно будет потрогать, поставить на тумбочку, положить рядом с подушкой и даже поцеловать на ночь, не правда ли?
Реалистичное раскрашивание портретных статуэток людей и животных – это не только важный этап в создании живописных и выразительных произведений искусства, но и художественное искусство само по себе. Этот процесс требует высокого технического мастерства, развитого художественного таланта, большого запаса времени и не меньшего запаса терпения.
Художнику, собирающемуся «вдохнуть жизнь» в напечатанную скульптуру, прежде всего придется запастись различными инструментами для подготовки поверхностей к окрашиванию, кистями необходимого размера, качественным аэрографом, а главное – подходящим грунтом и набором качественных красок требуемой палитры вместе со средствами их удаления.
Окрашивание портретных статуэток в общем случае состоит из следующих этапов:
• подготовка поверхности скульптуры – прежде чем приступить к окрашиванию, все видимые поверхности статуэтки должны быть тщательно подготовлены. Такая подготовка включает в себя шлифовку, устранение мелких поверхностных дефектов и неровностей, финальную зачистку, обезжиривание и нанесение слоя грунта для обеспечения последующего качественного, равномерного и надежного нанесения слоев краски;
• работа с палитрой цветов, оттенков, тонов и полутонов– если речь идет об окрашивании одежды с равномерной фактурой и цветом, то тут все относительно просто: достаточно взять подходящую краску, аэрограф или кисть, причем в большинстве случаев удастся обойтись без смешивания цветов. Если же речь идет о самом сложном этапе – окрашивании открытых участков тела и тем более лица, то получение и последующее нанесение необходимых тонов и оттенков кожи – это достаточно сложный и кропотливый процесс. Для успешного решения этой непростой задачи художник должен уметь правильно смешивать цвета, экспериментировать с тонкими оттенками и хорошо представлять себе конечный результат после высыхания краски на определенном грунте для того, чтобы добиться естественного и реалистичного эффекта необходимого оттенка и фактуры кожи человека. Следует отметить, что такая задача по силам только опытным художникам, которые уже уверенно «набили руку» после выполнения многих подобных работ именно на объемных портретных статуэтках, а не на портретах людей на плоскости, поскольку отражение света от двумерных и объемных поверхностей работает совершенно по-разному;
• прорисовка мелких деталей лица – после того как основные тона кожи нанесены, совпадают с тонами на фотографиях с корректно выставленным балансом белого и полностью устраивают художника, он начинает наносить мелкие детали: радужную оболочку глаз, зрачки, ресницы, брови, родинки, рот, носогубную складку, при необходимости мимические морщины или щетину, а также другие мелкие черты лица. Данный этап требует очень высокой точности, внимательности, усидчивости и запаса терпения, иначе добиться максимального или хоть сколько-нибудь реалистичного сходства с человеком на фотографией или видеозаписи не удастся. Любому художнику, занимающемуся окрашиванием портретных статуэток, всегда следует помнить о том, что основные и самые важные элементы, по которым клиенты будут определять степень их похожести на реальных людей – это головы и лица, причем сразу по всем критериям: форме, пространственной геометрии, фактуре, прическе, выражению глаз и лиц, мелким деталям, а также совпадению цвета кожи, глаз, губ и волос;
• доведение до совершенства – после того, как все элементы статуэтки окрашены, прорисованы и на первый взгляд завершены, а сама скульптурная композиция находится на стадии предфинальной готовности, художник может оценить конечный результат и в случае необходимости провести дополнительную коррекцию и доводку или добавить мелкие штрихи к общей картине для получения максимальной реалистичности, выразительности и «живости» образа, чтобы получившуюся в итоге статуэтку человека не только можно было бы считать портретной, но и без малейших оговорок отнести к произведению искусства.
Под этим сжатым, схематичным и весьма упрощенным описанием процесса окрашивания портретных статуэток людей скрывается весьма сложная и непростая работа, поскольку ее целью и конечным результатом является достижения высокой степени детализации, реализма, художественности и фотографического сходства с прототипом на изображениях. Все
это требует от художника не только высокого профессионализма, большого опыта, умения предвидеть результат, уверенного владения кистью и различными художественными техниками, но и понимания пластической анатомии, нюансов светотеневой моделировки, особенностей фактуры и умения получать нужную палитру тонов.
Кроме того, существует объективный и неоспоримый факт того, что каждый прототип на фотографиях имеет свои уникальные особенности и черты, которые скульптору сначала необходимо воплотить в цифровой модели, а затем художнику – на объемном материальном носителе с необходимой и достаточной точностью.
В связи с этим возникает вопрос: а возможно ли создать интересную портретную статуэтку без необходимости прецизионного ручного окрашивания в натуральных цветах?
Ответ: конечно возможно, однако в этом случае все задачи передачи естественности, выразительности и цельности воплощаемого образа ложатся исключительно на плечи скульптора, а художник лишь придает финальную стилизацию статуэтке, воплощенной в материальном носителе.
Проиллюстрируем данный тезис наглядным примером. Мы очень любим футбол, поэтому на досуге создаем в свое удовольствие статуэтки великих мастеров самой зрелищной в мире игры. И вот как мы решили увековечить память об одном из величайших игроков не только ногами, но и «божественной четвертьфинальной рукой», Диего Армандо Марадоне, в виде статуэтки, стилизованной под настоящий памятник :
Такую статуэтку после распечатки, обработки и сборки можно стилизовать под камень, металл или любой другой материал художественными средствами при помощи различных техник окрашивания, а можно сделать мастер-модель для создания формы для отливки монолитной статуэтки из гипса, жидкого камня, бронзы или латуни. А затем украсить интерьер своего дома подлинным авторским эксклюзивом.
Подытоживая данный подраздел, можно сказать, что реалистичное окрашивание портретных статуэток – это сложный и трудоемкий процесс, который требует мастерства, терпения и внимания к деталям. Однако результат может превзойти все ожидания не только клиента, но и самого мастера, явив взору впечатляющее, захватывающее, выразительное, высокохудожественное и «живое» произведение искусства.
В конечном счете цикл создания и изготовления высокореалистичных портретных статуэток людей в наши дни – это симбиоз современных технологий, скульптурных и художественных техник, настоящего творчества и подлинного искусства. Мастер, занимающийся такой работой на основе собственных знаний, накопленного опыта, выработанных навыков и развитого воображения, должен при помощи продвинутого цифрового инструментария уметь создавать изящные произведения, способные не только передавать внешний облик человека, но и по возможности раскрывать черты его характера и приоткрывать завесу над частью его внутреннего мира. Этот непростой процесс, объединяющий традиции скульптурного и художественного искусства с современными технологиями и личным мастерством автора, позволяет создавать нечто абсолютно новое, по-настоящему уникальное, воистину вдохновляющее и делающее окружающий нас мир чуточку прекраснее.
Когда скульптурная композиция возглавляет чарты
Мы немного рассказали о том, какие навыки и умения нужны для того, чтобы создать и изготовить одиночную статуэтку с полноценным портретным сходством с человеком на фотографиях. На первый взгляд этого вполне достаточно, а на второй – уже нет. Как же сделать так, чтобы даже самая высококачественная, высокореалистичная и высокохудожественная статуэтка стала просто сногсшибательным предметом истинной гордости для клиента и по-настоящему эксклюзивным хитом в личном чарте мастера? Отвечаем: нужно сочинить целую скульптурную композицию, выглядящую, читающуюся и «звучащую» как пусть и маленький, но подлинный шедевр.
Приведем такой пример. Скульптор получил заказ на создание и изготовление не просто одиночной портретной статуэтки в одежде и позе в точности, каким человек предстает на фотографиях, а на нечто более интересное и содержательное, причем с весьма размытым, а порой и совершенно абстрактным содержанием заказа. Вот тут скульптору и придется применить всю свою фантазию, чувство стиля, профессиональное мастерство, художественное видение и композиционный талант, а также умение правильно комбинировать вещи, несовместимые на первый взгляд.
Давайте немного разовьем данную тему. Представьте, что в рамках заказа вам предоставили несколько фотографий человека, просто стоящего в одной позе и более-менее одинаковой одежде. А клиент пожелал, чтобы статуэтка, сделанная на основе этих фотографий, буквально поразила воображение именинника, которому он собирается ее преподнести, став самым эксклюзивным подарком и отражением соразмерного или несоразмерного тщеславия виновника торжества. Положим, что именинник , как и ваш клиент – довольно состоятельные люди, для которых материальный эквивалент такой работы не является существенным. При этом вы имеете следующие вводные от вашего клиента: на фотографиях запечатлена привлекательной успешная деловая женщина, которая никогда не останавливается на достигнутом, владеет коммерческой недвижимостью, любит стильную одежду и красивые автомобили, которых у нее – целый парк, а самым любимым из них является бордовый Bentley.
Вариантов реализации скульптурной композиции, удовлетворяющих спектру пожеланий такого заказчика, можно придумать довольно много. И если для заказчика важнее содержание работы, а не результат безудержной фантазии, абстрактного мышления и неограниченной креативности скульптора, то такой заказ, по всей видимости, придется реализовывать буквально, однако не в ущерб концепции, содержанию и чувству стиля. Вот какая «Госпожа д’Олларофф» получилась у нас:
Бесспорно, работу с тем же содержанием и посылом можно было бы сделать еще более интересной с сюжетной точки зрения, однако в данном случае музыку заказывает и оплачивает клиент, а исполнитель генерирует идеи таким образом, чтобы заказчик и именинник остались довольными, а лучше – восхищенными. В данном случае цель была достигнута, причем без непосильных потуг творческого мышления и потных валов вдохновения. Поверьте, «сарафанное радио», вещающее на волнах достаточно состоятельных людей, каждый из которых вполне может стать вашим реальным клиентом – это великая маркетинговая сила, причем абсолютно бесплатная для вас.
Другой пример. Какую оригинальную скульптурную композицию можно было бы подарить богатырям-метростроевцам, которые постоянно расширяют подземные границы Москвы до неизвестных ранее территорий? Например, вот такую. Мы назвали эту скульптурную композицию «Футурюрик Дельнорукий, ворон Метрофан и камень Откровения»:
Еще один пример. Положим, у вас есть близкий друг, работающий менеджером среднего звена в очень средней компании. Он – коренной обитатель офиса, который весь год живет грезами о том, чтобы отправиться в отпуск и в течение двух недель в обязательном порядке наслаждаться горнолазанием по Альпам, и ради этих сладких двух недель он неустанно трудится, аккуратно и рачительно откладывая кровно заработанные. И вот вдруг в одночасье в связи со сменой геополитической обстановки его поездки в Альпы стали почти несбыточной мечтой, от которой остались только фотографии и память. Так давайте ее воплотим в объеме. Эту работу мы решили назвать «Безвиз Шенгенских», хотя ее рабочее название было «Аль Пенисто: на кавказские хребты во владения Алмасты»:
Хотите чего-то более лаконичного? Без проблем. Представьте, что вы встречаетесь с красивой японкой, которая любит минимализм, внутреннее созерцание, национальную одежду и изучает историю древних боевых искусств страны Ямато, в глубине души мечтая когда-нибудь порубать в капусту какого-нибудь дикого среднезападного Билла катаной работы знаменитого японского мастера Мамуки Камикадзе. Но вам не стоит волноваться, ведь вы – Никодим, Елисей, Светозар, Авессалом, Мкртич, Ауэс или в крайнем случае Хажмисост, и, следовательно, вам не о чем переживать. В таком случае преподнесенная вами минималистичная, но содержательная статуэтка следующего вида обязательно порадует взыскательный взор вашей дивы из Страны восходящего Солнца. Мы назвали эту работу «Сцуко Сэцуко» (все в соответствии с паспортом нашей модели, ксерокопия которого находится у нас в мастерской):
Вот так за каждой работой мастера в личном портфолио может стоять не только красочная картинка, но и своя оригинальная история, а выдумана она или нет – будет ведомо лишь самому мастеру.
Важно отметить, что при создании скульптурных композиций, сочетающих в себе несколько областей интересов и личностных качеств прототипа, например, профессиональную деятельность, хобби и черты характера, скульптору придется применять собственное творческое мышление, креативность, способность генерировать идеи и умение воплощать их на практике. Немаловажным является и наличие развитого чувства стиля, без которого будет невозможно создать лаконичную выразительную композицию, которая не будет выглядеть как нагромождение несовместимых сущностей. Скажем, не стоит делать портретную статуэтку человека в хоккейной экипировке с альпинистским снаряжением за спиной и стетоскопом в ушах верхом на гидроцикле или лошади. Это уже явный перебор и просто безвкусица. Хотя, если клиент пожелает, а вы согласитесь, то можно сделать хоть статуэтку генерал-миллиардера в титановых доспехах, бриллиантовых позументах и крокодиловых сапогах верхом на платиновом танке-кабриолете с золотой сантехникой, спасающего свою длинноногую молодую жену в Лубутенах и шиншилловом купальнике от чернокожего Тираннозавра в натовской каске и военной форме в цветах звездно-полосатого флага.
Скорее всего, заказы на создание и изготовление сложных скульптурных композиций и групповых портретных статуэток людей будут поступать к вам достаточно редко, однако размещение заказов на индивидуальные и парные, например, свадебные, будет случаться гораздо чаще. О реалистичных свадебных статуэтках молодоженов по фотографиям и видеозаписям мы вскоре опубликуем отдельную статью.
Что касается всех остальных работ, при создании которых придется пофантазировать и придумать более одного варианта исполнения, то профессиональный цифровой скульптор и художник по статуэткам должны быть всегда готовы к самой сложной и креативной работе. Все-таки мы говорим о настоящем искусстве, а не кустарном ремесле времен шумерской цивилизации.
Подводные валуны в бонсай-огороде скульптурного портретиста
Пожалуй, у всех заинтересованных лиц, дочитавших нашу статью до этого места, скорее всего возник вполне резонный вопрос: а сколько может стоить вся эта красота?
На что у нас возникает встречный вопрос в лучших традициях знаменитых одесских мастеров всего: а за сколько вы сами были бы готовы взяться за такую работу, за которой скрывается непростое многолетнее обучение, непрерывное самообразование, огромный багаж знаний, неповторимый личный опыт, зачастую уникальный скульптурный и художественный талант, обилие ручного труда и прямо-таки фанатичный, но при этом здоровый перфекционизм?
А теперь представьте себя на месте мастера, обладающего всем вышеперечисленным и по-настоящему преданного своему искусству, а потом попытайтесь честно ответить на заданный вопрос. Или – клиента, понятия не имеющего о проблемах мастера. Пожалуй, в этом случае цифры будут намного скромнее.
И вот первый из подводных валунов, который обязательно встретится каждому работающему на заказ цифровому скульптору и 3D-художнику в его прекрасном творческом мини-огороде. Вопрос: как люди, привыкшие к впечатляющим возможностям современной компьютерной техники, воплощают сегодня самые памятные или особо удавшиеся фотографии в материальном носителе? Правильно, с исчезновением фотопленки и мини-лабов в торговых центрах они печатают их на специальной плотной бумаге на домашних струйных принтерах. При этом не надо проявлять никаких пленок, тащить их в мини-лабы, выбирать малоинформативные негативы шириной 35мм на просвет и ждать пачки отпечатанных по специальному процессу фотоснимков 10×15. Иными словами, современные технологии упразднили ряд технических стадий, подвластных только профессионалам, и сделали фотопечать максимально удобной, быстрой, дешевой и доступной для всех. Причем стадия недолговечных и весьма неудобных пленочных негативов из процесса вовсе исключена, в результате чего потребитель имеет дело исключительно с цифровыми и бумажными позитивами. А потом эти самые позитивы в изначально цифровом, отсканированном или напечатанном виде попадают к скульптору, как и видеозаписи, которые, к счастью, нет нужды распечатывать покадрово.
И тут часто возникает весьма любопытный парадокс человеческого мышления, заключающийся в том, что в парадигме многих клиентов, избалованных практически моментальной печатью фотографий в бытовых условиях, создание портретной статуэтки в цифровом виде выглядит примерно так: сканирование фотографии или нескольких фотографий с последующей загрузкой их в некую волшебную программу, которая по нажатию не менее волшебной кнопки «Конвертировать 2D в 3D» или, в особо продвинутых пакетах, «Изваять 3D-шедевр», запилит детализированный трехмерный скульпт изображенного на фотографиях человека, причем в цвете и «как живого». Затем скульптор, произведя пару нехитрых ручных манипуляций, включая по аналогии с Фотошопом автоматическую тоновую, цветовую и пространственную коррекцию, отправит модель на 3D-принтер, который напечатает всю модель сразу за пару минут. Причем в цвете. Точнее, в 24-битном цвете, необходимом для передачи всех 16 777 216 цветов, воспринимаемых и различаемых человеческим глазом. Порой клиенты, желающие заказать портретную статуэтку, задают вопрос: а можете сделать ее послезавтра или хотя бы через два дня? Поверьте, многие из них представляют себе процесс создания и изготовления портретных статуэток именно в парадигме печати плоских фотографий примерно с теми же трудозатратами. И, да, им приходится объяснять, что в мире 3D все совсем не так просто и не так скоро. Парадоксально, но понимает далеко не каждый.
Второй подводный валун – это законы современного маркетинга, которые идут в разрез с законами изготовления портретных статуэток и любых других моделей, раскрашиваемых вручную. Дело в том, что за последние годы маркетологи умело и методично приучили среднестатистического потребителя к следующему пониманию: больше – значит лучше, а следовательно – дороже. Больше мегапикселей в матрице камеры телефона, больше мегагерц в процессоре, больше дюймов в экране смартфона, даже если он при этом уже не помещается в средний карман. Во многих случаях это вполне оправдано тем, что процент брака у процессоров с рекордной частотой выше, а выход годных – меньше, большие диагонали экранов делать труднее, а в общем случае на вещь большего размера уходит больше материала. И тут находка маркетологов состоит в том, что большие вещи должны стоит непропорционально дороже, а маленькие – непропорционально дешевле, причем зачастую без всякой логики или экономического обоснования, хотя во многих отраслях изготовление маленьких вещей требует большего количества трудозатрат, технологических решений и конструкторских усилий. На эту тему есть замечательный и очень иллюстративный исторический факт. В советском Союзе в сороковых-пятидесятых годах прошлого века выпускался хорошо всем известный автомобиль ГАЗ-М20 «Победа», а также его намного менее известная модификация ГАЗ-М20-Б, представлявшая собой кабриолет на базе старшей модели. Удивительно, но несмотря на то, что во всем мире кабриолеты всегда стоили дороже седанов, поскольку требовали применения дополнительных технических решений и специфических особенностей конструкции, а главное – были призваны демонстрировать материальное положение и престиж своего владельца, приобретавшего открытый автомобиль в дополнение к паре уже имеющихся закрытых, в СССР такой кабриолет стоил дешевле модели с жесткой крышей, причем по совершенно банальной причине: для его производства требовалось меньше металла, хотя трудозатраты на его разработку и производство были выше.
Возвращаясь к портретным статуэткам, заметим, что многие мастера в угоду законам современного маркетинга вынуждены продавать меньшие по размеру статуэтки дешевле, а большие – дороже. И это не имеет почти никакого отношения к себестоимости пластика и красок: для статуэток высотой 40см их расход ненамного больше, чем на статуэтки высотой 20см. Тем более, что при сегодняшних ценах на фотополимерный пластик и качественную краску такие расходы не могут существенно повлиять на конечную стоимость статуэтки. При всем при этом неоспорим факт того, что чем меньше портретная статуэтка, тем сложнее добиться ее реалистичности и портретного сходства с прототипом вплоть до полной невозможности реализации, а трудозатраты на ее изготовление и тем более окрашивание значительно выше трудозатрат, требуемых для изготовления и окрашивания статуэтки стандартного размера, которая в случае с людьми обычно делается в масштабе от 1:6 до 1:5. И такой стандарт придуман не зря: он является разумным компромиссом между обеспечением высокой детализации, возможностью печати мелких деталей, реалистичным окрашиванием и размером конечного продукта, предназначенного для установки на стол, трюмо, тумбочку или камин. К слову, всегда стоит информировать клиентов о том, что чем меньшим будет размер заказываемых ими статуэток, тем менее похожими будут они на людей на фотографиях и тем меньше будет на них мелких деталей: например, напечатать висящие сережки, ювелирные украшения или мелкие элементы одежды при высоте статуэтки менее 30см вовсе не удастся, а если и удастся, то они получатся чрезвычайно тонкими, хрупкими и ломкими. Вкупе с тем, что клиенты в подавляющем большинстве своем ни при каких обстоятельствах не станут платить больше за статуэтку меньшего размера при значительно большем количестве трудозатрат с вашей стороны, то во многих случаях скульптурному портретисту стоит вообще отказаться от изготовления портретных статуэток с ручным окрашиванием высотой менее 30см.
Третий из наиболее крупных, но самый тяжелый из подводных валунов – необходимость адекватной оценки в материальном эквиваленте собственного мастерства, таланта, способностей и возможностей, причем не по абсолютной шкале, а с оглядкой на конкурентов. Однако это палка о двух концах: конкуренты могут предлагать более дешевые, но менее качественные изделия, а вы будете вполне обосновано желать каждый раз по достоинству оценивать собственный талант и уровень мастерства в более весомом материально-финансовом эквиваленте, что всегда дается непросто, к тому же ваша оценка, тем более при более высоком качестве изделий, зачастую будет выше, чем у ваших конкурентов. Сразу будьте готовы к тому, что для многих из потенциальных клиентов выбор исполнителя будет определяться не качеством предлагаемой продукции, а ее конечной ценой. К тому же при более низком качестве продукции сроки ее изготовления всегда будут меньше, что в конечном итоге и определит выбор тех клиентов, кому нужно побыстрее.
Таким образом работа по созданию и изготовлению реалистичных портретных статуэток людей может иметь разные ценовые категории и градации в зависимости от целого ряда факторов. Приведем некоторые из таких факторов, имеющих наиболее существенное влияние на итоговую стоимость статуэток:
• Размер и сложность – чем меньше размер статуэтки, тем больше времени и усилий требуется для её печати, финальной доводки и окрашивания (от определенного размера, меньше которого пытаться сделать реалистичную статуэтку человека становится невозможным или нецелесообразным), при этом время и усилия на изготовления статуэток прямо пропорциональны сложности сюжета при сохранении зависимости от размера;
• качество продукции – сюда входят не только критерии качественного исполнения как таковые, но и способности автора воплощать интересные, оригинальные и запоминающиеся сюжеты на высоком художественном и профессиональном уровне;
• Уровень мастерства скульптора и художника – опытные и высококвалифицированные скульпторы и художники могут более высоко оценивать свои работы, особенно если они, как говорится, широко известны в узких кругах;
• индивидуальные требования и пожелания клиента – если заказчик выдвигает конкретные требования и очерчивает круг определенных предпочтений вокруг сюжета заказываемой композиции, то чем более сложными и труднореализуемыми они окажутся, тем выше будет конечная стоимость получившейся статуэтки;
• используемые материалы – несмотря на то, что данный фактор в общем случае вносит меньший вклад в итоговую стоимость продукции в сравнении с предыдущими, качество и себестоимость пластика, клея, грунта, красок и лаков, используемых в работе, также могут повлиять на конечную стоимость портретных статуэток;
• конкуренция и уровень спроса – в конечном итоге стоимость создания и изготовления портретных статуэток во многих случаях существенно зависит от уровня конкуренции на рынке и спроса на услуги скульпторов и художников, поэтому активно работающим мастерам стоит продумать систему лояльности для клиентов в виде скидок или специальных предложений, в том числе на второй и последующие заказы, а также при одновременном заказе двух или более статуэток.
Таким образом, стоимость создания и изготовления реалистичных портретных статуэток людей зависит от нескольких значимых факторов, однако мастерам и их клиентам всегда необходимо помнить о главном: такая сложная ручная работа, в финале которой появляется уникальное эксклюзивное произведение искусства в единственном экземпляре и которую способны выполнить буквально единицы, обладающие экстраординарными навыками, соответствующим опытом, высоким профессионализмом и подлинным талантом, не может стоить дешево. Хотя скульпторам и художникам необходимо всегда быть готовым к тому, что рынок произведений искусства, как и связанный с ним бизнес – один из самых нелогичных и непредсказуемых.
Борьба и симбиоз технологий и искусства
В финальной части нашей статьи мы хотели бы задаться простым по формулировке, но сложным по сути вопросом: современные технологии больше вступают в борьбу, или все же пытаются сосуществовать в симбиозе с традиционным искусством, помогая ему посредством передовых технологических решений?
Спешим уверить вас в том, что найдется масса различных аргументов, с одинаковым успехом подтверждающих обе точки зрения. Помните про нейронные сети и так называемый, кстати, весьма ошибочно, искусственный интеллект? А слышали что-нибудь о гипотетическом сильном искусственном интеллекте? Но пока не будем о неизбежном будущем. Лучше поговорим о существующем настоящем с точки зрения взаимодействия технологий и искусства – в этом намного больше практического смысла, по крайней мере для сегодняшних скульпторов и 3D-художников.
В современном мире симбиоз традиционных искусств и передовых технологий сделал возможным то, что трудно или вовсе невозможно было представить еще какие-то полвека назад. Возьмем для примера хотя бы создание реалистичных научно-популярных, художественных, анимационных и мультипликационных фильмов, вышедших на совершенно новые уровни зрелищности и визуального восприятия благодаря все более совершенным технологиям в компьютерной 3D-графике. А ведь еще в не таком давнем прошлом все фильмы снимались исключительно на пленку и до середины прошлого века были в основном черно-белыми, как и классические диснеевские мультфильмы, которые также были черно-белыми и рисовались покадрово вручную. И никто понятия не имел о 3D в кинематографе и анимации, пока новаторы своего времени не додумались снять на камеру первые примитивные пластилиновые мультфильмы. Однако в те времена путь до компьютерной графики был еще весьма долгим и тернистым.
Таким же образом новые технологии со временем пришли и в искусство скульптуры, позволив на новом уровне создавать цифровые модели для различных областей: кино, мультипликации, рекламной анимации, музейных инсталляций, ландшафтных парков, личных домовладений и произведений искусства в материальных носителях. Такой симбиоз традиционных искусств и современных технологий постоянно открывает перспективы для взятия новых высот не только в художественном творчестве, но и в науке, медицине, архитектуре, строительстве и других жизненно важных областях.
Возвращаясь к основной теме нашей статьи, можно со всей ответственностью констатировать, что создание реалистичных портретных статуэток людей по фотографиям и видеозаписям представляет собой удивительный союз настоящего искусства и современных технологий, открывающий новые творческие горизонты и ничем не ограниченные возможности для скульпторов и художников, позволяя им с высокой точностью воплощать не только внешний облик людей, но и передавать их позы, манеры, особенности, движения и даже отдельные черты характера на недосягаемом ранее технологическом и художественном уровне. В результате рождаются уникальные произведения маленького искусства в виде «живых» объемных портретов людей, воплощенных в более привычном нам трехмерном пространстве.
Помимо всего прочего, современные цифровые технологии позволяют скульпторам, дизайнерам и художникам взаимодействовать с коллегами по всему миру, беспрепятственно делясь идеями, получая обратную связь, обмениваясь опытом, вдохновляясь работами других мастеров и осуществляя эффективное сотрудничество не выходя из собственной мастерской. Кроме того, существуют специализированные форумы, социальные сети, онлайн-сообщества и другие платформы, предоставляющие мастерам возможность общаться, делиться опытом и результатами своей работы, получая объективные оценки, конструктивную критику и своевременные рекомендации от своих коллег. Все это способствует большему разнообразию и постоянным инновациям в мире скульптурного и художественного творчества, делая эти области искусства все более живыми, динамичными и захватывающими, а процесс создания статуэток людей с высоким портретным сходством – по-настоящему эффективным и продуктивным.
И если вы решили освоить дело скульптинга на компьютере для создания цифровых моделей для современной индустрии развлечений или изготовления высокореалистичных портретных статуэток, то всегда помните о том, что скульптинг – это настоящее искусство, которое постоянно развивается и вследствие этого требует от вас непрерывного саморазвития. Скульпторы и художники, которые готовы вкладывать усилия и стремиться к совершенству, могут достичь великих высот в создании удивительных и впечатляющих произведений искусства, которые не только будут поражать своим реализмом, но и дадут людям возможность задуматься о природе человеческой сущности и о месте человека в этом мире.
Именно в этом и состоит великая сила художественного искусства, выражающаяся в ее способности создавать связь между прошлым, настоящим и будущим, между материальным и ментальным, между нами, людьми, и удивительным миром вокруг нас.